От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

В Международный день гражданской авиации рассказываем, какие предприятия авиастроительной отрасли действуют в столице.

Когда-то в Москве собирали главные воздушные суда гражданского и военного назначения. Сегодня большинство производств распределились по регионам, но в столице остался «мозг» авиастроения. В городе сосредоточены инженерные центры и опытно-конструкторские бюро, московские специалисты разрабатывают и проектируют самолеты, которые потом будут собирать на заводах по всей России.

«Город уделяет особое внимание развитию авиационной промышленности — свыше 50 тысяч москвичей трудятся сегодня в отрасли, которая представлена более чем 40 промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Девять предприятий, работающих в этой сфере, получили статус промышленного комплекса, который открывает доступ к ряду льгот. Помимо снижения налога на прибыль до 12,5 процента вместо установленных 17 процентов, он подразумевает сокращение арендной платы, налога за землю и имущество. Сэкономленные средства позволяют компаниям развивать производство, улучшать условия труда, осваивать новые технологии и рынки сбыта», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

В Международный день гражданской авиации рассказываем, какие предприятия авиастроительной отрасли есть в столице и над какими проектами работают их инженеры.

Самолеты взлетают на севере

Север столицы можно назвать авиационным центром Москвы. Здесь расположились несколько компаний — разработчиков самолетов военного, гражданского и транспортного назначения. Эта закономерность имеет глубокие исторические корни: на аэродроме Московского общества воздухоплавания на Ходынском поле более века назад в воздух поднялся первый серийный самолет «Фарман», созданный на столичном заводе «Дукс».

Также на севере расположены главные авиационные институты страны. Здесь начинали карьеру выдающиеся авиаконструкторы — Андрей Туполев, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, Павел Сухой, Артем Микоян, Михаил Гуревич, Николай Поликарпов, Семен Лавочкин и многие другие ученые и инженеры. Сегодня все самолетостроительные конструкторские бюро, носящие имена знаменитых авиаконструкторов, входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) Ростеха.

Ильюшин и его самолеты

За всю историю существования конструкторского бюро «Ильюшин» на серийных заводах было разработано более 210 и создано более 140 типов самолетов разных модификаций. Всего было собрано около 62 тысяч летательных аппаратов марки «Ил».

Сегодня силами Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина возобновлено производство дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-400М. Это абсолютно новый самолет с фюзеляжем, удлиненным на 9,35 метра. Такое конструкторское решение позволит перевозить в современном удобном салоне до 400 пассажиров, обеспечивая им высокий уровень комфорта.

Самолет будет оснащен новейшим отечественным навигационным и бортовым оборудованием, которое соответствует требованиям международных авиационных властей. Навигационный комплекс и радиосвязь, входящие в него, производит и поставляет другое столичное предприятие — концерн «Радиоэлектронные технологии» Ростеха.

«Навигационный комплекс оборудования будет создан из изделий отечественного производства. Он обеспечит соответствие действующим и перспективным международным требованиям к системам навигации, наблюдения и связи. Это позволит воздушным судам типа Ил-96 летать по всему миру с использованием самых эффективных маршрутов и схем захода на посадку», — рассказал директор дирекции программ Ил-96 ПАО «Ил» Валерий Тищенко.

Также инженеры и конструкторы столичного ПАО «Ил» разработали перспективный пассажирский Ил-114-300 вместимостью до 68 мест. Новый лайнер уже собирают на заводах ОАК.

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

Самолет предназначен для региональных перевозок и ориентирован прежде всего на внутренний рынок. Он поможет обеспечить авиационную мобильность населения, в том числе на Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Кроме того, Ил-114-300 является универсальной платформой для создания различных модификаций — транспортной, комбинированной (для перевозки грузов и пассажиров), а также специального назначения (для патрульных служб, нужд санитарной авиации и аэрофотосъемки).

«Новая силовая установка и авионика, установленные на Ил-114-300, обеспечивают воздушному судну соответствие современным требованиям, рост основных технических и экономических характеристик. Самолет рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах, в разных климатических и географических условиях. Технические характеристики Ил-114-300 позволят самолету взлетать с коротких, а также с грунтовых взлетно-посадочных полос», — сказал директор программы Ил-114 Максим Кузьменко.

Новые технологии для новых лайнеров

Региональный самолет нового поколения Superjet 100 стал первым современным пассажирским лайнером в линейке гражданских продуктов ОАК, а также первым в истории российского самолетостроения, созданным с нуля пассажирским авиалайнером подобного типа. Самолет разработала столичная компания «Гражданские самолеты Сухого», ставшая с февраля этого года филиалом корпорации «Иркут».

Superjet 100 разрабатывался на основе новейших технологий в авиастроении, в том числе с использованием систем автоматического проектирования. В виртуальной реальности на 3D-макетах проверяют инженерные решения на всех этапах конструирования.

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

Широкое внедрение цифрового проектирования на основе 3D-моделей заменит бумажные чертежи. После проверки инженерных решений модели будут экспортироваться в электронные чертежи, а оттуда сразу передаваться на многокоординатные станочные центры для изготовления деталей.

Другим гражданским продуктом ОАК стал самолет МС-21. Его разработали специалисты корпорации «Иркут» (в составе ОАК), инженерный центр которой также расположен на севере Москвы.

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

Композитное крыло большого удлинения, увеличенный диаметр фюзеляжа, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают конкурентные преимущества МС-21. Передовые технологии позволили создать комфортный для пассажиров лайнер, соответствующий требованиям по воздействию на окружающую среду.

В МС-21 установлена интегрированная бортовая система диагностики. Она в режиме реального времени проводит мониторинг технического состояния всех частей самолета. Многократное резервирование бортовых систем обеспечивает максимально возможную безопасность полетов.

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От электрики до новых вертолетов

Самолет как сложная техническая система состоит не только из фюзеляжа, крыльев, двигателей и шасси, но и электростанций — километров электрических проводов под обшивкой. Именно по ним команды пилота поступают к системам механизации крыла, гидравлическим системам выпуска шасси, насосам, перекачивающим топливо к двигательным установкам. Поэтому важную часть авиапрома составляет производство электрических комплектующих для гражданских и боевых самолетов, вертолетов и ракетных систем.

Одно из столичных предприятий, которое успешно производит бортовое оборудование, — АО «Аэроэлектромаш». В феврале 2021 года компания отметит 80-летие. Специалисты конструкторского бюро ведут новые разработки в области электрических машин, аппаратуры регулирования и управления. А потом предприятие на собственной базе выпускает востребованную электротехнику для летательных аппаратов. Кстати, ее характеристики во многом превосходят зарубежные аналоги.

В сентябре 2017 года «Аэроэлектромаш» получил статус промышленного комплекса. В ближайшие пять лет компания инвестирует 1,4 миллиарда рублей в модернизацию мощностей и систему бережливого производства.

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

От идеи до взлета: как работает московский авиапром

А в ближайшее время завод планирует создать легкий вертолет АЭМ-1 на электрической тяге. Опытный экземпляр с дальностью полета до 600 км уже был показан публике на выставке HeliRussia-2020.

По словам генерального директора компании «Аэроэлектромаш» Бориса Малышева, налоговые преференции от Правительства Москвы позволили промкомплексу направить высвободившиеся средства на модернизацию производства.

«В 2018 году был запущен в эксплуатацию новый обрабатывающий центр с числовым программным управлением. Ведется обновление отечественного парка, цифровизация процессов разработки и производства. Из собственных средств финансируется более десятка инновационных разработок в области электрификации борта летательных аппаратов, импортозамещения, повышения энерговооруженности самолетов и вертолетов в интересах гражданской авиации и Минобороны России», — добавил он.

Поближе познакомиться с работой предприятия могут все желающие.

«Осенью компания открыла свои двери москвичам и стала участником проекта “Открой#Моспром”, у которого с этого года есть и онлайн-формат. Благодаря виртуальным экскурсиям можно не выходя из дома оказаться на крупнейших предприятиях столицы и узнать больше о работе московской промышленности. На сайте доступно 16 специальных выпусков — десятый посвящен “Аэроэлектромашу”. “Открой#Моспром” существует с марта 2019 года, в проекте уже приняли участие свыше 14 тысяч человек, а онлайн-аудитория превысила три миллиона зрителей», — подчеркнул руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.