Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Как французский винодел прислал к Новому году советским конструкторам тысячу бутылок шампанского, чем пахла рождественская елка семьи Цветаевых и откуда в Музее истории ГУЛАГа ватная елочная игрушка в виде редиски.

В фондах московских музеев хранится множество предметов, связанных с Новым годом и Рождеством. О самых интересных экспонатах — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Музей космонавтики. Бутылка из-под особенного шампанского

В 1957 году, когда на орбите Земли появился первый искусственный спутник, далеко не все земляне верили в дальнейшие успехи в освоении космического пространства. Один из скептиков, французский винодел по имени Анри Мэр, даже поспорил с советским консулом, что человечество никогда не увидит обратную сторону Луны. На кон француз поставил тысячу бутылок шампанского. Всего через два года ему пришлось признать свое поражение.

В октябре 1959 года в космос полетела советская автоматическая станция «Луна-3», которая отправила на Землю первые снимки обратной стороны естественного спутника нашей планеты. Узнав об этом, винодел решил выдать заслуженный приз победителям. Он обратился в посольство СССР во Франции и запросил имена тех, кто готовил «Луну-3» к полету. Из-за строгой секретности советской космической программы ему отказали в предоставлении этой информации и посоветовали отправить бутылки на адрес Академии наук СССР.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Посылка от французского винодела прибыла в пункт назначения в целости и сохранности, и вскоре шампанское было передано в Особое конструкторское бюро (ОКБ-1). 31 декабря 1959 года на праздничной встрече с сотрудниками ОКБ Сергей Королев вручил людям, ответственным за запуск «Луны-3», по две бутылки французского напитка. «Привезти вечером домой на семейную встречу Нового года французское шампанское, полученное в подарок за Луну, — согласитесь, это не каждому дано», — вспоминал в своей книге «Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам» советский ученый Борис Черток.

Сегодня одна из бутылок хранится в экспозиции Музея космонавтики. В коллекцию музея ее передала дочь Сергея Королева Наталия в 2019 году. Узнать другие интересные истории об экспонатах можно на онлайн-выставке «Музей космонавтики в деталях. Сторителлинг от лица экспонатов».

Дом-музей Марины Цветаевой. Новогодние письма родным

В семье Цветаевых Рождество и Новый год были одними из самых любимых праздников. Ожидание заветных дней начиналось сразу после первого снега. Анастасия Цветаева вспоминала:

«Незаменимая ничем — елка! В снегом — почти ярче солнца — освещенной зале, сбежав вниз по крутой лестнице, мимо янтарных щелок прикрытых гудящих печей, — мы кружились, повторяя вдруг просверкавшее слово. Как хрустело оно затаенным сиянием разноцветных своих “р”, “ж”, “д”, своим “тв” ветвей. Елка пахла и мандарином, и воском горячим, и давно потухшей, навек, дедушкиной сигарой».

Тем, кого невозможно было поздравить лично, Цветаевы писали письма. В Доме-музее Марины Цветаевой хранится послание, которое 15-летняя Марина Ивановна отправила в декабре 1907 года своим двоюродным дяде и тете, Елене и Ивану Добротворским.

«Как-то Вы там поживаете? Не занесены ли снегом? Сегодня мы с Илюшей покупали елку, немного лысую с одного бока, но все же сносную. Поставили мы ее в нашей комнате, вернее в той, где наш книжный шкаф. Будет ли у Вас елка? Много ли катается Андрей? Не пугаются ли его встречные? Мы тут часто Вас вспоминаем и искренно Вам завидуем… От души желаю Вам веселых праздников и всяких благ к Новому году», — писала Марина Ивановна.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Добротворские жили в Тарусе, где глава семейства служил земским доктором. Кстати, именно по приглашению Елены Александровны и Ивана Зиновьевича Цветаевы впервые побывали в этом городке, сыгравшем большую роль в жизни Марины Ивановны.

Больше узнать о праздновании Нового года и Рождества в семье Цветаевых можнона новогодней выставке «Москва — снег — Рождество», которая открыта на сайте Дома-музея Марины Цветаевой.

Музей-заповедник «Царицыно». Три фарфоровые снегурочки

Один из самых ценных новогодних экспонатов в собрании музея — работа знаменитой художницы Александры Щекатихиной-Потоцкой «Снегурочка», созданная в 1923 году. Александра Васильевна училась в дореволюционном Санкт-Петербурге в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств у Николая Рериха и Ивана Билибина (впоследствии он стал ее мужем). Художница создавала эскизы костюмов к балету Игоря Стравинского «Весна священная», операм «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова и «Рогнеда» Александра Серова, для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. По наброскам Александры Щекатихиной-Потоцкой были выполнены росписи многих изделий на Государственном фарфоровом заводе (бывший Императорский фарфоровый завод) в Петрограде, однако наибольшую известность художнице принес агитационный фарфор.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Скульптурная композиция по мотивам пьесы-сказки Александра Островского «Снегурочка», созданная скульптором Ниной Полынской в начале 1950-х, на фотографии выглядит миниатюрной, но в реальности ее высота — около полуметра. Полынская сотрудничала с несколькими фарфоровыми заводами (Дмитровским, Дулевским, Рижским, Гжельским) и работала как в малой, так и в крупной форме. По мнению искусствоведов, в произведениях Нины Павловны можно обнаружить влияние мейсенской фарфоровой пластики, искусства итальянского Возрождения и русской керамики эпохи модерна.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

А вот другое видение образа внучки Деда Мороза, более хрестоматийное, — работа художницы Софьи Велиховой 1956 года. Героиня одета в белое пальто с золотыми снежинками. Именно так выглядели Снегурочки, которых можно было встретить под Новый год в детских садах и школах Советского Союза. Рядом с ней лесные птицы, зайцы и белка — напоминание о том, какая Снегурочка добрая и милая.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Музей истории ГУЛАГа. Елочная игрушка «Редиска»

В январе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности был арестован иркутский инженер-механик Лев Эстеркес. В мае его супруга Наталия родила сына. Маленький Валера не успел познакомиться с папой — в октябре того же года Льва Абрамовича приговорили к высшей мере наказания. Вскоре после исполнения приговора арестовали и Наталию Александровну. Вместе с пятимесячным сыном ее поместили в тюрьму, а 10 декабря 1937 года приговорили к восьми годам лагерей. Наказание Наталия Эстеркес сначала отбывала в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников Родине, а в 1938-м ее перевели в Каргопольлаг. В годы заключения Наталия Александровна работала в госпитале.

Валера жил с мамой до семи лет, после чего его определили в детприемник. Забрать сына Наталия Александровна смогла в 1945 году — после освобождения, а в 1955-м она была полностью реабилитирована.

Много лет спустя уже взрослый Валерий Эстеркес рассказывал о подготовке к Новому году в лагере.

«Помню, как игрушки они делали на елку. Изощрялись. Вырезали из рентгеновских пленок самолеты, какие-то из них подвешивали. Мама делала из ваты игрушки: грибки, редиски и раскрашивала их. У меня одна такая редиска лежит в елочных украшениях — я ее всегда надеваю».

Сегодня эта елочная игрушка, сделанная Наталией Эстеркес, хранится в Музее истории ГУЛАГа.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Мемориальный Музей А.Н. Скрябина. Открытка композитора

В начале 1904 года знаменитый композитор Александр Скрябин покинул Российскую империю и поселился в Швейцарии. Музыкант очень скучал по родным и часто писал им письма. В фондах Мемориального музея А.Н. Скрябина хранится открытка, которую композитор отправил близким в канун 1905 года.

В открытке от 30 декабря 1904 года (12 января 1905-го — по новому стилю), на которой изображена одна из главных достопримечательностей Женевы — собор Сен-Пьер, Скрябин написал: «Дорогих бабушек и тетю поздравляю с Новым годом и шлю мои лучшие пожелания. Поздравляю также Петю, Елену и деток. Скоро напишу побольше! Ваш Саша».

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

К бабушкам Елизавете Ивановне и Марии Ивановне и тете Любови Александровне он испытывал особую привязанность. В 1873 году, когда будущий композитор был совсем маленьким, от чахотки умерла его мама. Отец был дипломатом и дома бывал нечасто, поэтому все заботы, связанные с воспитанием ребенка, взяли на себя его бабушки и тетя. За это композитор был им очень благодарен и никогда о них не забывал.

Когда в 1915 году Александр Скрябин серьезно заболел, Любовь Александровна и Елизавета Ивановна заботились о нем до последнего дня жизни. Кстати, после смерти Александра Николаевича его любимая тетя стала первой хранительницей фондов музея композитора.

Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора

Музей-квартира И.Д. Сытина. Календари печатника

Новый год сложно представить без нового календаря. В коллекции Музея-квартиры И.Д. Сытина хранится коллекция календарей, созданных в товариществе знаменитого издателя в конце XIX — начале XX века.

В феврале 1883 года Иван Сытин учредил товарищество «И.Д. Сытин и К°». Одна из первых задумок молодой фирмы заключалась в создании народного календаря.

«В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества… По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали все свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни», — рассказывал Иван Сытин в своей книге «Страницы пережитого».

К выпуску своего первого календаря издательство Сытина готовилось пять лет. Специально для этого из-за границы товарищество заказало несколько ротационных машин, способных осилить многомиллионные тиражи будущего издания. Иван Дмитриевич выдвигал к своей продукции такие требования, как дешевизна, изящность и доступность.

Ставка на массовую аудиторию сделала свое дело: к концу 1880-х годов календари Сытина заняли лидирующие позиции на рынке. В начале XX века издательство Ивана Дмитриевича выпускало 25 наименований календарей, а их совокупный тираж составлял более 12 миллионов экземпляров.

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

Праздник под стеклом. Самые новогодние экспонаты музеев Москвы

И снова 1 января. Как Иван Сытин перевернул представления о календаре Придумал отрывной календарь и помогал вегетарианцам. За что еще москвичи любили Ивана Сытина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.